Функции и полномочия органов опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства: полномочия, права, выполняемые функции

Функции и полномочия органов опеки и попечительства

В статье будут представлены полномочия органа опеки и попечительства. Ими называют органы исполнительной власти субъекта РФ, которые свои обязанности исполняют в строгом соответствии с правовыми нормативными актами.

Особенности деятельности

Государственные полномочия органа опеки и попечительства заключаются в деятельности, связанной с оказанием подопечным или попечителям помощи в получении социальных услуг, медицинской помощи. Среди направлений работы существует подготовка и подбор граждан, которые выразили свое желание стать попечителями (опекунами) либо взять в семью детей, которые остались без родительского попечения.

Сотрудничество

В полномочия органа опеки и попечительства включается взаимодействие с другими органами исполнительной власти субъектов РФ: местным самоуправлением, медицинскими учреждениями, образовательными организациями. Также данный отдел сотрудничает с иными организациями, деятельность которых связана с детьми-сиротами и детьми, которые остались без родительского попечения в рамках законодательства РФ.

Основные задачи

В полномочия органа опеки и попечительства входит решение следующих задач:

  • защита законных интересов и прав граждан, которые нуждаются в установлении над ними попечительства или опеки;
  • защита интересов людей, которые находятся под опекой либо попечительством;
  • надзор за функционированием попечителей и опекунов, организаций, в которых находятся частично либо полностью недееспособные граждане

Также представители опеки контролируют сохранность имущества и управление имуществом тех граждан, которые находятся под попечительством либо опекой или помещены под надзор в медицинские, образовательные организации, включая иные организации, предназначенные для детей-сирот, а также детей, которые остались без попечения родителей.

Возможности

В полномочия органа опеки и попечительства входит поиск и учет граждан, которым необходима опека или попечительство. Представители данного органа обращаются в суд с заявлением о признании недееспособным гражданина, либо о признании лица дееспособным, если отпали основания, по которым первоначально было принято решение о полной (частичной) недееспособности.

В полномочия должностных лиц органов опеки и попечительства входит установление опеки либо попечительства, а также освобождение (отстранение) согласно ФЗ попечителей и опекунов от выполнения ими обязанностей.

Представители данного отдела выдают в соответствии с ФЗ РФ разрешения на совершение сделок с недвижимым имуществом подопечных, а также представляют интересы подопечных в судах, если выявлены нарушения в действиях опекунов (попечителей).

В полномочия органа опеки и попечительства РФ входит выдача разрешающих документов на отдельное проживание попечителей и их подопечных, которые не достигли совершеннолетия по ГК РФ.

Сотрудники опеки оказывают помощь попечителям и опекунам, осуществляют периодические проверки соблюдения ими интересов и законных прав подопечных. Они контролируют условия жизни несовершеннолетних детей, соответствие санитарных норм.

Когда устанавливается попечительство и опека?

В Семейном кодексе РФ перечисляются самые распространенные причины, из-за которых дети лишаются попечения родителей:

  • лишение родительских прав;
  • смерть;
  • признание недееспособными;
  • продолжительное отсутствие;
  • болезнь;
  • уклонение от исполнения родительских обязанностей, включая отказ забирать ребенка из лечебных, воспитательных учреждений.

Органы опеки и попечительства детей могут изымать из семьи по объективным и субъективным причинам.

К первой группе относится смерть либо тяжелая болезнь родителей, утрата дееспособности, лишение родительских прав. Все эти факторы приводят к невозможности взрослых представлять законные интересы детей, поэтому ребенка изымают из семьи.

Работа органов опеки и попечительства осуществляется и в тех ситуациях, когда родители находятся в изоляции (осуждены, проходят обязательное медицинское лечение) либо не хотят исполнять родительский долг.

Максимальное безразличие характеризуется отказом родителей забирать ребенка из больницы либо медицинского учреждения. После официального отказа несовершеннолетнего причисляют к категории детей, которые в полной мере утратили попечение родителей.

Особые ситуации

Независимо от причин, которые побудили родителей к подобным действиям, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по защите интересов и прав детей. В случае смерти родителей этот факт подтверждается официальным свидетельством о смерти. Началом утраты попечения родителей признается тот день, когда наступила смерть.

Если родителей лишают законных прав, в таком случае точкой отсчета считают день, когда решение суда вступило в законную силу. При заключении под стражу родителей несовершеннолетнего именно с момента задержания появляются полномочия по опеке и попечительству.

Осуществляют органы в подобных ситуациях заботу о детях, их здоровье и безопасности.

В неблагополучных семьях работа государственных структур осуществляется в тех ситуациях, когда от соседей поступают тревожные сигналы. После их проверки составляется акт обследования, делаются выводы о присутствии (отсутствии) факта утраты попечения родителей.

В акте о назначении попечителя или опекуна для несовершеннолетнего ребенка указывается срок полномочий.

Когда прекращается попечительство и опека?

Есть несколько оснований для досрочного прекращения договора. Автоматически опека прекращается при достижении несовершеннолетним 14-летнего возраста, переходя в попечительство.

В 18 лет ребенок признается в полной мере дееспособным, получает все гражданские права и обязанности, возможность самостоятельной защиты в суде по необходимости.

Именно с этого возраста прекращается попечительство, которое было установлено над ребенком.

При наличии у совершеннолетнего психического заболевания, признании его недееспособным по решению суда, органы опеки имеют право назначить опекуна.

При признании дееспособности совершеннолетнего лица опека снимается.

Освобождение попечители или опекуна от исполнения им прямых обязанностей возможно и по их личному желанию.

Например, в случае ухудшения здоровья, материального положения, отсутствии психологического контакта с подопечным, обязанности попечителя (опекуна) перекладываются на другое лицо либо администрацию государственного учреждения.

Действия при ненадлежащем исполнении обязанностей

В отечественном законодательстве предусмотрена возможность снятия опеки и попечительства при ненадлежащем исполнении ими своих прямых обязанностей. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, попечители и опекуны ежегодно предоставляют в органы опеки подробные отчеты о деятельности.

При наличии жалоб от подопечного или других лиц орган опеки обязан их рассмотреть. При выявлении умысла в действиях опекуна или попечителя, злоупотреблении им своим положением выносится решение о снятии обязанностей опекуна (попечителя).

Заключение

Подводя итоги, отметим, что установление попечительства и опеки, подбор формы устройства лиц, которые нуждаются в поддержке и попечительстве, является обязанностью органа исполнительной власти.

Благодаря институту опеки и попечительства государство защищает и личные, и имущественные права граждан, которые не способны это выполнять самостоятельно.

Также данные службы помогают устраивать детей в семью на воспитание. Нормы, которые направлены на достижение полноценного ухода за детьми, включены в Гражданский Кодекс РФ.

Нормы, связанные с обеспечением воспитания несовершеннолетних, зафиксированы в Семейном кодексе РФ.

В виде социальной поддержки попечительство и опека представляют собой универсальную форму временного индивидуального устройства. Она способствует следующим факторам:

  • регулировке норм разной отраслевой принадлежности;
  • выполнению попечителем (опекуном) фактических и юридических действий в интересах опекаемого лица;
  • опека или попечительство выполняется при материальной поддержке государства

В качестве основания для установления попечительства (опеки) над несовершеннолетними лицами выступает факт смерти родителей либо утраты ими родительских прав. В некоторых случаях родители сами обращаются в органы опеки, чтобы над их детьми установили попечительство. Например, основанием является вынужденная длительная командировка, в которую нельзя взять ребенка.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1490717767662570483/organy-opeki-i-popechitelstva-polnomochiya-prava-vypolnyaemye-funktsii/

Органы опеки и попечительства полномочия и обязательства

Функции и полномочия органов опеки и попечительства
Административное право

Начальник невольно начинает иметь эмоции о заявителе, который изложил собственные взгляды, читая обращение и его смысл.

Фактически письмо это заменитель характера подписавшегося. В ситуациях, если решение формируется от интеллектуального убеждения это является очень существенным.

Получить сложный формуляр у адвоката стоит больших вложений. Причина – это труд, требующий опыта.

Поскольку недееспособные физические лица по той или иной причине не имеют в перспективе реализовывать права, государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства.

Воплотить в реальность его принципы и задачи призваны органы опеки и попечительства.

Законодательством предоставлено право госоргану контролировать лиц (опекунов, попечителей), уполномоченных приобретать, осуществлять права (гражданские), соблюдать, защищать интересы, помимо прав личного характера, от лица недееспособных граждан.

Задачи госоргана

Деятельность госоргана исполнительной власти, его полномочия регламентируется законодательством и локальными актами учреждения. К гражданам, желающим занять вакансии данной службы, предъявляются требования относительно квалификации и профессиональных навыков.

Основными функциями социального органа являются:

  • защита недееспособных граждан, находящихся под опекой/попечительством
  • надзор (контроль) за опекунами (попечителями), юрлицами, осуществляющими уход за подопечными
  • осуществление функций надзора за имуществом подопечных (обеспечение целостности, сохранности)
  • разрешение споров между опекунами и подопечными
  • ежегодное утверждение отчетов попечителей/опекунов
  • Полномочия органа опеки и попечительства

    С целью качественного выполнения возложенных обязательств, государством делегированы такие полномочия:

  • выявление лиц, требующих защиты
  • инициировать судебное производство о признании индивида недееспособным (об ограничении дееспособности) либо о полном восстановлении дееспособности
  • предоставление опеки/попечительства
  • инициирование досрочного отстранения опекунов/попечителей от выполняемых функций
  • заключение соглашений о доверительном управлении собственностью подопечного
  • согласование сделок относительно имущества подопечных
  • представлять подопечных (защита их интересов) в судебных инстанциях, госорганах, правоотношениях с иными лицами, согласование аналогичных действий опекунов/попечителей
  • выдача разрешений относительно раздельного проживания попечителей с подопечными
  • подбор, подготовка, регистрация лиц, пожелавших выступить опекунами/попечителями. Информирование их об особенностях процедуры усыновления, установления опеки, нюансах статуса опекуна/попечителя, указанных нормативными актами;
  • проверка условий проживания подопечных
  • привлекать опекунов/попечителей к административной ответственности
  • контроль за качественным выполнением опекунами/попечителями обязанностей
  • Если подопечные меняют место проживания, то соцорган, на учете которого они состояли, пересылает в трехдневный срок их личные дела аналогичному органу, расположенному в районе нового места пребывания.

    Органы опеки и попечительства: полномочия и обязательства

    Поскольку недееспособные физические лица по той или иной причине не имеют в перспективе реализовывать права, государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства.

    Воплотить в реальность его принципы и задачи призваны органы опеки и попечительства.

    Законодательством предоставлено право госоргану контролировать лиц (опекунов, попечителей), уполномоченных приобретать, осуществлять права (гражданские), соблюдать, защищать интересы, помимо прав личного характера, от лица недееспособных граждан.

    Полномочия органа опеки и попечительства

    С целью качественного выполнения возложенных обязательств, государством делегированы такие полномочия:

  • выявление лиц, требующих защиты
  • инициировать судебное производство о признании индивида недееспособным (об ограничении дееспособности) либо о полном восстановлении дееспособности
  • предоставление опеки/попечительства
  • инициирование досрочного отстранения опекунов/попечителей от выполняемых функций
  • заключение соглашений о доверительном управлении собственностью подопечного
  • согласование сделок относительно имущества подопечных
  • представлять подопечных (защита их интересов) в судебных инстанциях, госорганах, правоотношениях с иными лицами, согласование аналогичных действий опекунов/попечителей
  • выдача разрешений относительно раздельного проживания попечителей с подопечными
  • подбор, подготовка, регистрация лиц, пожелавших выступить опекунами/попечителями. Информирование их об особенностях процедуры усыновления, установления опеки, нюансах статуса опекуна/попечителя, указанных нормативными актами;
  • проверка условий проживания подопечных
  • привлекать опекунов/попечителей к административной ответственности
  • контроль за качественным выполнением опекунами/попечителями обязанностей
  • Если подопечные меняют место проживания, то соцорган, на учете которого они состояли, пересылает в трехдневный срок их личные дела аналогичному органу, расположенному в районе нового места пребывания.

    Система деятельности органов опеки и попечительства усовершенствована

    Источник: http://bfmac.com/administrativnoe-pravo/organy-opeki-i-popechitelstva-polnomochiya-i-obyazatelstva.html

    Органы опеки и попечительства: полномочия, функции

    Функции и полномочия органов опеки и попечительства

    Ребёнок становится взрослым и самостоятельным не за один час и день, это постепенный процесс. С юридической точки зрения, каждый этап характеризуется своими особенностями. В 14 лет человек становится гражданином Российской Федерации и приобретает право на самостоятельную трудовую деятельность.

    Только в 18 лет ребёнок перестаёт таковым являться с правовой точки зрения, он становится полностью дееспособным. Но в обществе существуют и другие категории граждан, которые не обладают полной дееспособностью, это лица, признанные таковыми в судебном порядке.

    Причинами являются физические, умственные и психические заболевания, при наличии которых человек не может руководить своими действиями и отвечать за них. Необходимость в помощи таким людям достойно жить существовала всегда.

    Исходя из этой потребности, на государственном уровне формировался институт оказания помощи таким людям. Его воплощением являются органы опеки и попечительства.

    Иногда вместо длинного названия «органы опеки и попечительства», используется аббревиатура ОПП.

     Немного истории

    Забота и воспитание детей, волею судьбы оставшихся без родных предков, всегда считались делом благородным, и как раньше говорили, богоугодным. Детей таких было всегда немало, принимая во внимание постоянные войны или оборону от нападавших иноземцев. Да и в семьях было не по 1-2 ребёнка, а по 6-8.

    И обо всех, оставшихся волею судьбы сиротами, принято было печалиться, на современном языке – опекать. Девочки чаще всего попадали в монастыри, а юноши в специальные сиротские училища, где обучались разным нужным профессиям. Со временем государство стало играть главную роль в судьбах сирот.

    В крупных городах, таких как Нижний Новгород и Москва богатые купцы открывали при монастырях так называемые «гошпитали» и«сиротопитальницы» для сирот.

    Понятия «опека и попечительство» оформились в отдельный институт при Екатерине II. Именно она приняла Закон, предусматривающий создание дворянской опеки, и других органов, обязанных следить за судьбами сирот. В законодательных актах, заложившими основы гражданского права были сформулированы права сирот на наследство родителей.

    При последнем императоре создано «Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества» под патронажем императрицы Александры Фёдоровны. Сам институт опеки и попечительства не претерпевал существенных изменений вплоть до осени 1917 года, когда Российская Империя прекратила своё существование.

    Наше время

    Понятие системы ОПП включает в себя не только определения, но и структуру государственных органов, наделённых всеми полномочиями по контролю за соблюдением прав граждан, не имеющих возможности самостоятельно принимать решения.

    Орган опеки и попечительства это уполномоченная государством структура, осуществляющая в рамках своей компетенции, деятельность в целях контроля за соблюдением прав недееспособных граждан.

    Между двумя этими понятиями существуют значимые различия, касающиеся, прежде всего возраста человека, в отношении которого принимаются данные меры.

    Опека может быть назначена малолетнему ребёнку, не достигшему 14 лет или взрослому полностью недееспособному человеку, а попечительство предусмотрено для несовершеннолетних граждан в возрастной категории от 14 до 18 лет, или же взрослому человеку, ограниченному в своих правах (например, инвалиду).

    Кроме этого, человек, осуществляющий присмотр за ребёнком и проживающий совместно с ним, является его законным представителем, то есть имеет право распоряжаться его финансами и имуществом в интересах гражданина.

    Попечитель же может только помогать своему подопечному, давать советы и предостерегать от рискованных шагов, и не имеет права распоряжаться его имуществом и финансами. Только в отношении крупных сделок (продажа недвижимости), его разрешение или запрет будет решающим, другими словами, он действует не за человека, а вместе с ним.

    Кроме детей, нуждающихся в помощи, есть ещё целый ряд граждан, которым также необходима помощь в осуществлении своих прав. К ним относятся пожилые и одинокие пенсионеры, которые в силу возраста и сложившейся семейной обстановки не могут самостоятельно себя обслуживать и выполнять элементарные действия. Такие люди нуждаются кроме помощи и просто в общении.

    Например, отец после развода остался один. В зависимости от того, является ли он полностью или частично дееспособным, ему должно быть назначена опекунская помощь или попечение. Первое понятие отличается тем, что обязательным условием является судебное решение о признании старика полностью недееспособным. Совместное проживание является необходимостью в таких ситуациях.

    Структура ОПП

    К государственным структурам, осуществляющим контроль и регулирование прав несовершеннолетних, относятся органы опеки и попечительства. Они расположены в каждом субъекте Российской Федерации и имеют чёткую вертикальную структуру.

    Субъект имеет право сам формировать и устанавливать эту вертикаль, с учётом положений Семейного и Гражданского кодексов РФ.

    В каких-то из субъектов полномочиями этих органов обладают местное самоуправление, а в других организуются службы или отделы в рамках администраций муниципалитета.

    Крупные субъекты, такие как город федерального значения Москва, закрепляют их полномочия в зависимости от социальной группы, к которой подлежат нуждающиеся граждане. Большое значение при формировании структуры имеют факторы численности населения, и их скопления в определённых населённых пунктах.

    В целом все ОПП, независимо от их структурного расположения относятся к исполнительной власти и не обладают признаками органов государственной власти. В переводе на нормальный человеческий язык, все их действия направлены на исполнение предписаний закона, но не на самостоятельное принятие властных решений.

    Каждое подразделение, независимо от названия, имеет чётко ограниченную территорию.

    Функции ОПП

    Информационная среда, бурно развивающаяся в последнее время, немало внимания уделяет и структурам, имеющим право вмешиваться в семейную и личную жизнь граждан (именно так это многими расценивается).

    Периодически появляются громкие сенсации, о вопиющих нарушениях ими своих прав и обязанностей, в отношении семей и несовершеннолетних.

    Люди задаются правомерным вопросом, а чем вообще занимаются органы опеки и попечительства? Работа в ОПП – это госслужба, со всеми её особенностями.

    Исходя из целей и задач, определяются и функции ОПП:

    1. Контроль за соблюдением прав недееспособных граждан, защита их интересов в рамках осуществления свой деятельности. Речь идёт не только о несовершеннолетних гражданах, но и о взрослых людях, в силу тех или иных причин, неспособных руководить своими действиями и отвечать за них.
    2. Надзор за деятельностью лиц (юридических и физических), осуществляющих опекунство и попечение в соответствии с решением.
    3. Подготовка и принятие необходимых мер, для сохранности имущества опекаемых о подопечных.
    4. Участие в разрешении споров и конфликтов, возникающих между всеми сторонами отношений.

    Для полного, своевременного и качественного выполнения этих задач, предусмотрен ряд функциональных прав и полномочий, они закреплены в федеральных законодательных актах:

    1. Постоянный мониторинг ситуации на вверенной территории с целью обнаружения лиц, нуждающихся в назначении над ним опеки или попечения. Образовательные и медицинские учреждения, органы соцзащиты обязаны периодически направлять список, содержащий сведения о лицах, находящихся в сложной семейной ситуации, и о неблагополучных семьях.
    2. Заявлять в суде требования о признании лица полностью или частично недееспособным либо быть инициатором обратного процесса, то есть подавать иски для лишения этого статуса.
    3. Представлять интересы людей, относящихся к категориям подопечных и опекаемых во всех государственных учреждениях и инстанциях различного уровня.
    4. Приём, рассмотрение и утверждение заявлений лиц, претендующих на назначение их опекунами или попечителями, изучение всех представленных ими документов, и вынесения решения. Они вправе наносить визиты в семьи с детьми и находящихся на попечении взрослых, где в соответствии с инструкциями, проводят обследование жилищно-бытовых условий жизни. В процедуре дальнейшего усыновления, ОПП тоже участвуют.
    5. При наличии оснований для досрочного прекращения деятельности опекунов и попечителей, становятся инициатором этого процесса в судебных инстанциях. Осуществляют надзор за деятельностью этих групп лиц, вплоть до привлечения их к административной ответственности.
    6. Утверждение сделок, совершаемых с имуществом опекаемых и подопечных, принятие мер для его сохранности, принятие защитных мер.

    Вся работа, проводимая специалистами, направлена на защиту прав граждан, не обладающих достаточной дееспособностью. Это требует соответствия и постоянного совершенствования профессионального уровня служащих, выполняющих эти функции, самым высоким требованиям как в юридическом смысле, так и высоким моральным и этическим запросам общества.

    Всё, что касается семейных отношений, и родительского взаимоотношения с детьми, всегда вызывает бурный интерес и полемику в обществе. В этих ситуациях очень много зависит от человеческого фактора, а именно: отличных моральных качеств работников. Они должны видеть в каждом ребёнке и семье непросто субъект для их работы, а в первую очередь – человека и его судьбу.

     Контроль за деятельностью

    Как и любой орган исполнительной власти, органы опеки не только сами осуществляют контроль за соблюдением прав людей с ограниченной дееспособностью, но и их деятельность также контролируется уполномоченными структурами. В зависимости от групп граждан, в отношении которых осуществляется деятельность, контроль возложен на разные ведомства.

    Самая многочисленная группа граждан – это несовершеннолетние дети, оставшиеся без участия в их жизни родителей. Контролирующим органом за деятельностью ОПП является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор по-другому). Они уполномочены контролировать всю деятельность ОПП, связанную с соблюдением прав несовершеннолетних граждан.

    Порядок при осуществлении деятельности ОПП, направленной на совершеннолетних получателей помощи, осуществляется со стороны правоохранительных органов и прокуратуры. Кроме этого, любое действие, или его отсутствие, гражданин может оспорить путём обращения в суд.

    На сегодняшний день необходимость в существовании официальных государственных структур, занимающихся контролем за соблюдением прав граждан, не обладающих дееспособностью, или имеющих только её часть, очевидна и не подлежит сомнению. Все претензии к ОПП основываются на субъективном отношении её госслужащих к своим обязанностям. Их действия можно оспорить в судебном порядке.

    Источник: https://brakirazvod.com/opeka/organy-popechitelstva

    Помощ юриста
    Добавить комментарий