Как посчитать размер квоты для инвалидов

Содержание
  1. Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2019 году: основные положения, как рассчитать размер квоты
  2. Закон о квотировании: регламенты, участники, основные субъекты
  3. Федеральный уровень: схема работы квотирования
  4. В чем заключается региональная специфика квотирования
  5. Процедура трудоустройства инвалида
  6. Для предприятия
  7. Для соискателя
  8. Куда и в какие сроки предоставляется отчетность
  9. Как проходит проверка
  10. Ответственность и штрафы за нарушения
  11. Квота для приема на работу инвалидов – для кого и как она устанавливается
  12. Квотирование, как мера защиты: рабочие места для инвалидов и молодежи
  13. Квота на рабочие места для инвалидов
  14. Обязанности нанимателя при приеме лица с инвалидностью
  15. Рабочее место для человека со статусом инвалида
  16. Штрафы за несоблюдение квоты на трудоустройство инвалидов
  17. Льготы для компаний, в которых есть работники с инвалидностью

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2019 году: основные положения, как рассчитать размер квоты

Как посчитать размер квоты для инвалидов

Право инвалидов на трудоустройство регулируется целым рядом нормативно-правовых документов. Руководство организаций с числом работников от 35 человек должно образовывать специальные должности для людей с ограниченными возможностями. Размер квот зависит от специфики предприятия.

Закон о квотировании: регламенты, участники, основные субъекты

Защита прав инвалидов на трудоустройство проводится на всех уровнях власти: от федерального до муниципального, и регулируется специальными актами.

Федеральный уровень: схема работы квотирования

Основными законами, которые защищают права инвалидов при трудоустройстве, являются:

  • 181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»;
  • 1031-1 «О занятости населения».

На предприятиях обязательно должны быть выделены места для трудовой занятости инвалидов – так называемые квоты. Это сделано для того, чтобы не допустить дискриминации по признаку здоровья при рассмотрении кандидатур соискателей.

Квотирование рабочих мест для инвалидов производится в такой пропорции:

  • 2-4% от штатного списка в фирмах и организациях, где официально устроено более 100 человек;
  • До 3% – в компаниях, где трудится 35-100 человек.

В фирмах с меньшей численностью квоты предоставляются по желанию работодателя: это не может быть вменено в обязанность. Соответственно, и отчитываться им о выделении и оборудовании таких мест нет необходимости.

При расчете квоты в штатный список не включаются те сотрудники, которые задействованы на специфических условиях труда. Предприятия, где все рабочие места относятся к вредному либо опасному производству, тоже могут не выделять никаких вакансий.

От квотирования освобождаются:

  • Объединения инвалидов;
  • Предприятия, чей уставной капитал сформирован инвалидами.

В чем заключается региональная специфика квотирования

Региональные власти должны непосредственно исполнять требования федерального законодательства и контролировать исполнение работодателями своих обязанностей по предоставлению социальных гарантий людям с ограниченными возможностями здоровья.

Местные власти имеют право:

  • Увеличить объем квот или снизить его до минимума;
  • Исполнить предусмотренные квоты.

В полномочия региональных органов власти входят и следующие действия:

  • Организация перепрофилирования для инвалидов (обучение их новым профессиям);
  • Предоставление льгот для инвалидов-предпринимателей и вовлечение их в предпринимательскую деятельность;
  • Поддержка предприятий, трудоустраивающих инвалидов в пропорции, больше, чем предусмотрено нормативами.

В большинстве субъектов РФ нормы местного законодательства предусматривают установление такого же количества квотированных мест, как и на федеральном уровне. При этом в некоторых из них, например, в Ставрополье и в Ульяновской области за норму принята верхняя граница квоты.

В Москве и Санкт-Петербурге установлены свои требования, которые в целом не выходят за общероссийские рамки.

В Нижнем Новгороде, к примеру, норма мест для инвалидов снижена до 2% (т.е. до минимального установленного порога), но при этом работодатель обязан выделить 1% от общего числа мест для других льготников – детей-сирот и несовершеннолетних детей, попавших в сложное финансовое положение.

по теме:

Процедура трудоустройства инвалида

Работодатель не должен заниматься самостоятельным поиском работника-инвалида, но если тот обратится – должен принять его на работу (конечно, если сотрудник соответствует предъявляемым квалификационным требованиям). При этом на предприятии должны быть созданы все условия для осуществления таким сотрудником своих профессиональных обязанностей.

Для предприятия

В целом процедура квотирования «инвалидных» рабочих мест выглядит так:

  1. Работодатель разрабатывает положения и приказы в соответствии со спецификой своего предприятия (учитывается численность штата и вредность производства);
  2. Акты подписываются и издаются;
  3. Сведения о квотах поступают в местный Центр занятости населения (ЦЗН);
  4. Производится наем на работу инвалида;
  5. Для полноценного осуществления труда новому специалисту выделяются все необходимые материалы и инструменты;
  6. Направляется отчет в контролирующие органы о выполнении требований по оборудованию мест и предоставлению должностей для сотрудников со ограниченными возможностями здоровья.

При крайней необходимости ответственный сотрудник должен создать подходящее рабочее место для инвалида, оборудовав его всем необходимым с учетом специфики заболевания специалиста.

Если даже инвалид пока не принят на работу, вакансия всё равно должна быть предоставлена.

К числу документов, которые необходимо создать на предприятии, относятся «Положение о квотировании» и Приказ о выделении вакансий.

В Положении указываются:

  • Число выделенных квот;
  • Категории граждан, принимаемых по ним (инвалиды, дети-сироты, иностранцы и т.д.);
  • Какие мероприятия должны быть проведены для обеспечения выполнения Положения;
  • Порядок оформления на работу специалиста с инвалидностью;
  • Ответственное лицо за выполнение всех условий.

В Приказе о выделении вакансий указываются конкретные данные:

  • Должность, которая будет предоставлена инвалиду;
  • Порядок исполнения им своих трудовых обязанностей (в т.ч. режим работы);
  • Ответственное за исполнение приказа лицо.

Решение о выделении новых льготных мест принимается на основе штатной численности. Если на предприятии трудится 35 человек, то для инвалида должно быть выделено хотя бы одного рабочее место.

В целом формула, чтобы рассчитать число квотируемых мест, выглядит так:

(общее число работников – сотрудники, занятые на вредном производстве) * норма квотирования, определенная законом

Например, на заводе трудится 200 человек, 50 из которых работают в опасных и сложных условиях. При квоте в 2% работодатель должен зарезервировать (200 – 50) * 2% = 3 рабочих места для инвалидов.

Если в итоге после вычислений получается дробное значение, то используется стандартное правило округления: при значении до 0,5 – в меньшую сторону, при 0,5 и более – в большую.

Для соискателя

Возможность устроиться по квоте есть только у инвалида 3 группы, который имеет статус трудоспособного (т.е. не обладает заболеванием, делающим осуществление любой трудовой деятельности невозможным).

Порядок действий таков:

  1. Соискатель обращается в Центр занятости со всеми имеющимися документами на руках, подтверждающими его статус инвалида, а также наличие необходимого образования и минимального опыта работы;
  2. Специалисты Центра подыскивают вакансии из числа предлагаемых работодателями по квоте и направляют соискателя по одному из мест;
  3. Кандидат пребывает к работодателю, проходит собеседование;
  4. В случае решения в пользу инвалида производится официальное трудоустройство.

Само по себе наличие инвалидности не гарантирует, что соискатель будет устроен на работу. Он должен соответствовать заявленным требованиям и обладать достаточной квалификацией.

По инициативе работодателя, ЦЗН либо по собственному желанию будущий сотрудник может пройти переквалификацию, чтобы занять желаемую должность. Порядок перепрофилирования прописывается в Центре, чаще всего это бесплатные 1-2-недельные курсы, по окончании которых выдается сертификат или диплом.

Оформление на работу производится по стандартной процедуре:

  1. Подписывается трудовой договор;
  2. Работник знакомится с внутренними документами, техникой безопасности и должностной инструкцией, а затем выходит на работу.

В самом договоре или приложении к нему может быть оговорен особый режим труда, к примеру, увеличенная продолжительность обеда или возможность какие-то часы работать удаленно.

Важно! При приеме на должность на инвалидов не должна быть возложена обязанность по прохождению стажировки или отработки испытательного срока.

При желании работодатель может превысить квоты по найму инвалидов, если соискатель соответствует всем требованиям.

Куда и в какие сроки предоставляется отчетность

Закон «О занятости» устанавливает обязанность работодателя подавать в отделение Минтруда – местный ЦЗН – отчет, в котором отображается:

  • Количество свободных вакансий вобщем;
  • Число квотированных мест для льготников – инвалидов, детей и других категорий;
  • Количество устроенных инвалидов;
  • Меры, предпринятые для выполнения требований законодательства об инвалидах (например, о создании специально оборудованного места для работы).

Аналогичный отчет необходимо предоставлять и в органы статистики.

От данной обязанности освобождены малые предприятия и ИП.

Как проходит проверка

Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.

В нем указано, что имеется два вида проверок:

  1. Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
  2. Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.

Проверки проводятся в двух форматах:

  • Выездные с контролем на месте;
  • Документарные с проверкой подаваемых отчетов.

Стандартный срок «документарки» – 15 дней, а выездной проверки – 10 (в исключительных случаях – 15), но на деле всё происходит гораздо быстрее, обычно в течение суток (но всё зависит от размера компании). Приостановления проверки не предусмотрено.

Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:

  1. Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
  2. В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
  3. Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
  4. В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
  5. По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
  6. По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.

При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.

по теме:

Ответственность и штрафы за нарушения

Если руководитель не устранил нарушения, вмененные контролирующей организацией, либо отказывает инвалиду в устройстве на работу при наличии квотируемых мест и соответствии образования соискателя заявленным требованиям, то в отношении него применяются меры административного воздействия, а именно – штраф от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

В случае нарушения сроков предоставления отчетности штраф будет такой:

  • 10-20 тысяч рублей для должного лица;
  • 20-70 тысяч для самой организации (юрлица).

При повторном нарушении штрафы удваиваются.

Местные органы власти могут ужесточить эти санкции, так как выплаты по данным штрафам поступают в региональный бюджет. Поэтому имеется смысл выполнить все требования.

Работодателя контролирующие органы могут привлечь к ответственности и за то, что:

  • На предприятии не создано подходящих рабочих мест;
  • Отсутствует нормативная база;
  • «Инвалидные» места созданы чисто на бумаге без реального выделения квот.

Процент квот определяется в зависимости от размера компании и особенностей ее функционирования.

Инвалиды обычно направляются на потенциальное место работы через местный ЦЗН. При этом должностное лицо должно регулярно направлять в контролирующие организации отчеты об исполнении нормативных требований и количестве принятых на работу инвалидов. За отсутствие квот и документов или срыв сроков сдачи отчета предусмотрен штраф.

Источник: https://invalid.expert/kvotirovanie-rabochih-mest/

Квота для приема на работу инвалидов – для кого и как она устанавливается

Как посчитать размер квоты для инвалидов

Для защиты наиболее уязвимых в экономическом отношении групп своих граждан, государство предпринимает ряд мер, одной из которых является выделение, в принудительном порядке, рабочих мест для тех людей, кто не имеет возможности в полной мере конкурировать на рынке труда. Эти социальные группы определены в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (№ 1032-1 от 19.04.1991)

Квотирование, как мера защиты: рабочие места для инвалидов и молодежи

На общегосударственном уровне закреплена обязанность предприятий и организаций выделять отдельные рабочие места для инвалидов, а также предоставлять работу другим социально незащищенным категориям трудоспособных лиц. (ст. 25 Закона № 1032-1).

На основании федерального законодательства в регионах страны принимаются местные законы, в которых, кроме людей с инвалидностью, устанавливаются квоты для обязательного приема одной или нескольких категорий граждан, относящихся к экономически уязвимым слоям населения. В соответствии с Законом № 1032-1 (ст. 5) это такие категории, как:

  • люди, которым определена группа инвалидности;
  • молодежь, которая ищет первое рабочее место после обучения;
  • одинокие и многодетные родители;
  • подростки в возрасте 14 — 18 лет;
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • люди, которые пострадали от радиационных катастроф;
  • бывшие военнослужащие и члены их семей;
  • лица, отбывавшие наказание в виде лишения свободы.

В большинстве регионов законодательство предусматривает обязательные квоты для молодых специалистов и людей, которым по медицинским показаниям назначена какая-либо группа ограничения трудоспособности. Кроме того, в разных регионах может быть установлен различный возрастной ценз для категории молодых специалистов, которые ищут первую работу, после окончания учебы.

Если предприятие обязано организовывать рабочие места для нескольких категорий граждан, то уменьшать долю принятых на работу инвалидов нельзя, а трудоустроить большее количество людей с инвалидностью, за счет снижения мест по квотам для других категорий — можно.

Например, фирма обязана выделить 4 места для инвалидов, 2 для молодежи и 3 для лиц отбывших наказание. Можно трудоустроить 7 человек с инвалидностью, а для остальных категорий оставить по одному месту.

Однако нельзя принять на работу 4 человека из категории «молодежь», при этом уменьшив специальные места для лиц с ограниченной трудоспособностью до 2 единиц.

Квоты устанавливаются в процентах относительно среднесписочной численности персонала предприятия или учреждения на начало отчетного периода. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно рассчитывает число выделяемых рабочих мест.

Крупные компании с представительствами или филиалами по всей стране рассчитывают количество выделяемых мест для каждого региона присутствия по отдельности. Это связано с тем, что на муниципальном уровне, как правило, установлены разные лимиты на количество таких штатных единиц.

Если по итогам расчета количество мест получается с дробной частью, то уточнить правила его округления нужно в местном отделении службы занятости. В некоторых регионах, например, в Москве, дробная часть просто отбрасывается.

Квота на рабочие места для инвалидов

Дополнительно к закону, который регулирует сферу занятости, в стране действует и законодательный акт о социальной защите инвалидов (Федеральный закон № 181-ФЗ).

В этом НПА (ст. 21) предусмотрены размеры квот для трудоустройства людей с ограниченной трудоспособностью. Количество мест зависит от численности персонала в компании или учреждении:

  • общая численность до 35 человек — квота не устанавливается;
  • от 35 до 100 работников — не более 3 % мест;
  • от 100 и выше — 2 %- 4 % мест.

Точный размер квоты определяет каждый регион самостоятельно. Часть муниципалитетов не обязывает малые и средние компании, с численностью персонала до 100 человек, выделять должности для людей с инвалидностью.

Например, в Москве для всех категорий социально незащищенных граждан установлен единый лимит в 4 % (в субъектах хозяйствования, с численностью работающих свыше 100 человек), из них не менее половины должно приходиться на квоту для приема на работу инвалидов.

Эти лимиты не устанавливаются для общественных организаций инвалидов и субъектов хозяйствования, где уставный фонд (капитал) образован за счет средств таких организаций.

При установлении квоты для приема на работу инвалидов, из состава работающих исключаются те специальности, условия труда которых признаны вредными или опасными.

Пример: предприятие занимается добычей полезных ископаемых, общее количество работников на нем 2 000 человек. 1 500 человек работают на местах, сертифицированных как имеющие вредные условия труда. В регионе установлен размер квоты для инвалидов в 3 %.

Количество рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью рассчитывается следующим образом: (2000 — 1500)*3 % = 15.

Обязанности нанимателя при приеме лица с инвалидностью

После того, как квота установлена, необходимо организовать нужное количество мест и сообщить об этих вакансиях в региональное подразделение службы занятости.

Если в компании уже работает человек с инвалидностью, то его рабочее место входит в рассчитанный лимит.

Кроме этого, работодатели должны раз в месяц или ежеквартально (зависит от региона) подавать сведения о вакансиях для инвалидов, количестве работающих у них людей с ограничениями трудоспособности и т. д. Форма отчетности устанавливается органом, в который она предоставляется.

Руководитель субъекта хозяйствования обязан своим приказом или распоряжением выделить необходимое количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Специально создавать дополнительные штатные единицы, необходимости нет. Их можно выделить из уже существующих должностей (вакансий), если условия труда подходят для людей с ограничениями трудоспособности.

Отказывать лицу в трудоустройстве, по причине инвалидности нельзя. За это предусмотрены штрафные санкции. В случае сокращения сотрудников организации и наличии в ней свободных мест по квоте для инвалидов, их нельзя использовать для перевода сокращаемых сотрудников. Исключение может быть сделано только для сотрудника с инвалидностью.

Рабочее место для человека со статусом инвалида

Рабочее место для человека с ограничениями также должно оснащаться специальными техническими приспособлениями с учетом особенностей принятого работника.

Например, это могут быть пандусы, вспомогательные устройства для передвижения человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дополнительные поручни, переустройство и дооборудование лестниц, различные ые программы для людей с инвалидностью по зрению и т. д.

Если дополнительное обустройство рабочего места для лица с ограниченной трудоспособностью требует больших финансовых затрат, то можно обратиться в службу занятости. В некоторых регионах идут навстречу работодателям и изыскивают возможность компенсировать часть таких расходов за счет средств различных федеральных или муниципальных программ для реабилитации таких людей.

При приеме на работу специалиста в рамках квоты для инвалидов, его трудоустройство возможно с учетом выданного медиками плана реабилитации (ИПР). В этом документе указываются все ограничения, которые человек должен соблюдать для скорейшего (если это возможно) восстановления полной трудоспособности.

Рекомендации из ИПР также можно учесть при приобретении дополнительного оснащения для создания комфортных условий человеку с инвалидностью.

Штрафы за несоблюдение квоты на трудоустройство инвалидов

Ответственность для субъектов хозяйствования, которые не соблюдают законодательство о выделении штатных единиц по различным социальным квотам, установлена КоАП РФ и некоторыми региональными НПА.

Нарушения условно разделяют на два вида:

  1. Не созданы (не выделены) места для работы по квоте для инвалидов. Сюда же относят и необоснованные отказы от приема таких граждан на работу (5. 42 КоАП) — штраф до 10 000 рублей.
  2. Несвоевременное или неполное составление и подача информации в контролирующий орган (ст. 19.7 КоАП) — до 5 000 рублей.

Во время проведения проверок соблюдения норм трудового законодательства, надзорные органы в обязательном порядке проверяют условия для трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

Часто контролирующие ведомства штрафуют работодателей за отсутствие (или недостаточное количество) работников, принятых по квоте для людей с ограничениями. По их мнению, такие факты свидетельствуют о неполном соблюдении законодательных норм о социальной защите.

Также споры возникают при определении понятия «оборудование рабочих мест для инвалидов». Ведь дополнительные приспособления нужны не всегда.

Например, человеку, у которого вместо ноги протез, нет необходимости делать специальное кресло для работы за компьютером на должности бухгалтера.

Практика рассмотрения дел об оспаривании штрафных санкций свидетельствует, что суды также становятся на сторону контролеров и под соблюдением квот подразумевают не только выделение должностей для инвалидов в штате компаний, но и фактическое трудоустройство людей с ограничениями на эти специальности.

Однако ВС РФ трактует исполнение обязанности по выделению рабочих мест для отдельных категорий граждан иначе (Определение № 50-АПГ13-5).

У нанимателя есть обязанность создать такие должности, но он не обязан самостоятельно заниматься поиском кандидатов для их заполнения.

Ведь при создании этих мест, сведения о вакансиях подаются в региональные центры занятости, которые и занимаются их предложением, состоящим на учете, безработным гражданам.

Работодатель, при самостоятельном поиске специалистов, может в объявлении дополнительно указать, что на должность могут претендовать люди с инвалидностью.

Льготы для компаний, в которых есть работники с инвалидностью

Особых преференций по уплате налогов и бюджетных платежей для таких организаций не предусмотрено.

Однако если прием на работу специалиста с ограниченной трудоспособностью сопряжен с расходами по приобретению и установке дополнительных приспособлений, можно обратиться за компенсацией расходов в местные службы занятости.

Часто там идут навстречу и выделяют средства в рамках различных программ, например, по созданию безбарьерной среды.

Некоторыми налоговыми льготами, например, при реализации товаров или услуг пользуются общественные организации инвалидов или созданные ими субъекты хозяйствования, в которых доля работников с инвалидностью составляет не менее половины штата. Дополнительным условием является размер заработной платы таких сотрудников, он должен составлять не меньше четверти от общего фонда оплаты труда в организации.

При оказании социальной поддержки таким категориям работников, наниматель может уменьшить отчисления на социальное страхование, но только в размере взносов, уплачиваемых за квотируемые категории работников.

Муниципальные власти также могут устанавливать отдельным организациям, в которых большинство работников являются инвалидами, пониженные ставки местных налогов и сборов.

Государство старается обеспечить равные возможности для всех слоев населения. Оказание социальной поддержки не ограничивается только назначением различных пособий и льгот для тех граждан, кто в силу возраста, заболевания или изменения экономической ситуации в стране не может в полной мере быть конкурентоспособен на рынке трудовых ресурсов.

Законодательство обязывает нанимателей создавать рабочие места, на которые в первоочередном порядке могут претендовать такие люди. В первую очередь эта мера направлена на социальную реабилитацию граждан с ограниченными возможностями.

Люди с инвалидностью могут быть приняты практически на любую должность, которая подходит им по медицинским показаниям и не относится к категории работ с опасными или вредными условиями труда. (15 голос., 4,20 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/kvota-dlya-priema-na-rabotu-invalidov.html

Помощ юриста
Добавить комментарий